Три недели между 17 Тамуза и 9 Ава мудрецы называют бейн а-мецарим – между теснин.
Почему же эти два дня и период времени между ними связаны воедино?
Ну, наверное, специально для нас.
Чтобы мы, негодяи, злодеи и грешники, тоже возомнили себя мудрецами.
Может, к кому-то это вообще не имеет никакого отношения.
Ну а если мы, скажем так, не совсем праведники?
Что нам тогда, не сметь говорить о святом?
А что, если и это имеет прямое отношение к затронутой теме?
Попробуем начать.
Известно, что 17 тамуза евреи сотворили золотого тельца.
И по этой причине Моше разбил Первые Скрижали Завета.
Известно также, что вместе с Первыми Скрижалями Моше получил Тору на уровне, который был утерян с разбитием Скрижалей.
Народ раскаялся, и Моше получил Вторые Скрижали.
И Тору.
Но уровень этой Торы было уже гораздо ниже первоначальной.
Та Тора была утеряна для евреев и мира.
И 17 Тамуза – день траура по той полученной первоначально, но утерянной Торе.
9 Ава мераглим плохо отозвались о Эрец аКодеш, народ плакал напрасно и был вынесена приговор, что евреи этого поколения не войдут в Святую Землю.
Но не только того поколения.
Известно, что по-настоящему мицвот можно выполнять только в Эрец аКодеш – в Земле Израиля.
Конечно, через 40 лет евреи овладели Святой Землёй, но… возможность выполнять мицвот по-настоящему, так, как это было возможно первоначально, была утеряна и для того поколения, и для последующих.
В том числе и для живущих ныне.
И потому мы оплакиваем в эти дни не только разрушения и беды, выпавшие на долю народа в эти дни, но и то, что было утеряно.
Утеряно безвозвратно?
Кто знает…
Известно также, что Моше вывел вместе с евреями из Египта т.н. эрев рав.
АШем советовал ему не делать этого.
Но Моше решил, что сможет соединить их с Творцом.
Но не сумел…
И именно этот эрев рав был инициатором создания золотого тельца.
Лишь ничтожное количество евреев поддержало их.
Большинство было против.
Но отвечаем все мы.
Так может, если каждый попытается сделать то, что не сумел тогда Моше, это поможет?
Но каким образом?
Где он, этот эрев рав?
Он может быть и в нас, и вне нас, где угодно.
Так если, к примеру, создать в нас, вокруг нас, в обществе атмосферу гармонии, при которой этот эрев рав отдаст нам то, что принадлежит перед Б-м не ему, а нам.
Может, именно это не даёт ему соединиться с Всев-ним.
И в таком случае произойдёт то, что хотел Моше.
Ну а как быть с 9 Ава?
Евреи тогда совершили то, что тяжело поддаётся исправлению.
Разве что посредством …страданий.
Которых выпало немало на долю евреев.
Собственно, весь период между теснин связан со страданиями.
Мы как бы зажаты между этими теснинами и нас вроде как «давят».
Евреев иногда сравнивают с оливками, из выжимают масло.
…
Интересно, а почему во второй половине дня 9 Ава разрешается сидеть на обычном стуле?
Может нам что-то хотят этим сказать?
Может то, что последние капли масла мы можем отдать не мучениями и страданиями, а…
оливковое масло определенным образом связано с процессом изучения Торы. Благодаря Торе, еврейский народ существует до сих пор, несмотря на все беды и преследования. Тора оберегает, сохраняет и поддерживает нас в самые темные и мрачные времена галута (рассеяния). Она, Тора — «светильник, горящий постоянно». Тора, оливковое масло, используемое для Меноры, и сама Менора — символы Мудрости.
Чистое оливковое масло символизирует чистую Тору.
www.evrey.com
Так может последние капли масла мы можем отдать не страданиями, а Торой?!
Именно это создаст ту гармонию, что позволит поднять эрев рав.
А это, в свою очередь, поможет нам получить Тору, которую мы сможем дать вместо мучений и страданий.
И это соединяет два этих дня и период между ними.
Амен вэ Амен, чтобы так и было, чтобы АШем избавил нас от страданий, которых и так было немало.
И заменил их Торой, благополучием и миром.
Ш. Ратев